«От мечты к цели»

У Вячеслава Гринева из Куньи вышла новая книга. Называется «От мечты к цели» (12+). Выпущен сборник тиражом 1000 экземпляров в Великолукской типографии благодаря поддержке Д.О. Налогина, чьими стараниями в Кунье появился и памятник Патриарху Тихону.

Теперь по сути дела. Тем более что выпускник географического факультета МГУ, учитель Куньинской средней школы В.А. Гринев хорошо известен великолучанам как поэт, прозаик, бард, краевед, он неоднократно выступал со своими произведениями в нашем городе.

Книга «От мечты к цели» интересна тем, что это – хорошая и очень редкая, поэтому очерковая, проза. Человек пишет почти с натуры, пишет о том, что хорошо знает, пишет честно, с подробностями.

Обычно, когда у пишущего есть мало-мальский талант, он пытается сразу ваять художественные кирпичи, щедро наполняя правду вымыслами, разукрашивая крупицы того, что было в действительности, тоннами виньеток и условностей. В итоге и от начальной правды мало что остается, и полноценного художественного произведения не получается, поскольку для него нужен прежде дар обобщения и литературного анализа, а не сюжетная фактура.

Вячеслав Анатольевич в этом смысле точен и убедителен. Он не пытается объять необъятное, а талантливо оставляет на бумажных листах людей, которых прекрасно знает, и события, которых сам был участником. Классический очерковый подход! Это уже и не просто журналистика и те произведения, которые лишены художественной условности, поверхностного пафоса. Хороший очерк при всех равных условиях всегда лучше посредственной художественности.

Помните, какой сенсацией стало успешное выступление девочек-футболисток из Куньи пару лет назад? Они тогда взяли серебро Всероссийского финала 15-го сезона проекта «Мини-футбол – в школу»! Соревнования проходили с 22 по 25 сентября 2020 г. в УСК «Подмосковье» в Щелково.

Причем команда Куньи со своим наставником В.А. Гриневым уступила в финале с минимальным счетом 1:2 лишь команде из г. Кондрово Калужской области. А Анастасия Голубева (Кунья) была признана лучшим бомбардиром турнира!

Книга «От мечты к цели» как раз и начинается с рассказа об этой местной спортивной сенсации, о команде девочек из райцентра, которые стали лучшими. Повесть «От мечты к цели» – именно об этом.

«– Свозишь девочек на мини-футбол? – обратился к Владимиру Ивановичу в начале сентября 2015 года директор ЦВР – бородатый мужчина 57 лет. Раньше он работал первым секретарем РК ВЛКСМ, но после распада СССР и закрытия райкомов перешел работать в ЦВР. В свое время он окончил институт физкультуры – в Центре внешкольной работы и пригодились его физкультурно-организаторские навыки.

– Какой возраст? – спросил тренер.

– 2004–2006 годы, 3–5 классы, – ответил директор, которому нужны были очки в зачет областной «Туриады».

– Свожу, а куда? – согласился тренер.

– В Великие Луки».

Это повествование – настоящий пир духа для любого уважающего себя краеведа. Все дотошно, внимательно, подробно и вместе с тем нескучно, русским

языком, четко и последовательно, без лишней воды. Классический очерк. Как по учебнику.

Вот тренер Владимир Иванович отбирает девочек для тренировок, вот он знакомит с семьями своих спортсменок, вот емкие психологические характеристики. Что важно: никаких условностей, никакого «писательства»: «Мать Наташи, выпивающая женщина, сошлась с очередным молодым тоже пьющим сожителем из своей же деревни. Выбор пар в разрушающихся деревнях был невелик – кто живет в деревне и свободен, с тем и сходишься».

Так из бытовых деталей и прочих житейских мелочей и собирает Гринев свою честную историю детской команды из провинциальной Куньи. Здесь и смятая тысячерублевка в кроссовке Марины, и сломанный палец на правой ноге лучшей нападающей Насти, и неожиданная встреченная в московском метро безногая ни-щенка из Куньи…

Детали именно и дают ту высшую достоверность, что крайне ценна для любой истории. Поскольку подтверждают: ничего не придумано и автор имеет право на свое повествование.

Все предельно четко и честно: «Как оформить заявки. Денег нужно было 170 тысяч. Причем область и район не могли дать ни копейки. Нужно было найти все деньги наличными. Область потом в течение полугода обещала деньги вернуть под честное слово. Но вначале эти деньги нужно было найти самим. Решено было с родителей взять временно по 10 тысяч рублей под честное слово. Но часть родителей были малоимущими, у них не было и тысячи. Двум сестричкам на опеке по 10 тысяч дали социальные службы. Помогли бизнесмены, давшие в долг 100 тысяч рублей также только под честное слово. Старый футбольный друг Владимира Ивановича Борис, работавший на пенсии охранником у частника, расчувствовавшись, купил на свои деньги три, хоть и недорогих, но настоящих новых футбольных мяча».

Под чутким пером Гринева вырастает то пространство, которое, пожалуй, каждому знакомо. Все узнаваемо, все так, как оно и есть.

Взять хотя бы историю, когда черкесский тренер на следующий год со своей командой занял второе место, «а команду из Куньи директор местного ЦВР даже не направил на областной финал, задействовав девочек вместо этого на своих соревнованиях по легкой атлетике». Или вот такой диалог на балконе: «– Нет, я учитель биологии, и мне не разрешено пользоваться мячами школы и ЦВР, – сообщил Владимир Иванович.

– И вы в таких условиях выиграли область? – восхитился молодой собеседник, – вам же па-мятник надо ставить!»

Не упускает рассказчик и те моменты, какие можно было бы и не говорить. Однако говорит, чтобы было до конца честно.

«Владимир Иванович пошел к спешно уходившему тренеру и вдогонку ему протянул руку. Тот ее не взял, а лишь ускорился.

– Все нечестно! Все неправильно! Вы узнали, подслушали нашу тактику, – грубо, громко и неуважительно, почти презрительно отозвался сухопарый.

Вокруг стояли люди и наблюдали за этой театральной сценкой, в которой «победителем» вырисовывался, пожалуй, сухопарый.

– Ничего себе! – заводился Владимир Иванович, – это меня бывшего десантника, старшего товарища, да еще и второго призера Северо-Запада какой-то борзый плюгавик при всех оскорбляет, – думал он про себя.

– Пошел вон, салабон вонючий! – громко и четко произнес вдогонку наглецу Владимир Иванович.

Тот оглянулся, зыркнул глазами и ушел».

В итоге, видя предельную честность текста, его хочется читать. Видя, что автор даже в мелочах не пытается юлить и ловчить, текст при чтении воспринимается без внутреннего отторжения, автор становится изначально близок.

«Придя домой, Владимир Иванович вошел в интернет. Вдруг что-то новое появилось о соревнованиях, и с удивлением обнаружил, что финал в Майкопе для девочек средней группы будет совершенно в другие сроки – с

23 июня по 2 июля».

Как все это знакомо! Как привычно!

«Оформив и согласовав кучу бумаг, за пару дней до поездки тренер обнаружил, что самой главной-то бумаги нет. Нет приказа на командировку. Школьная секретарша его составила, но директор школы отказалась подписать.

– Среди представителей один не педагог, у меня не работает. Значит, не подписываю, – сказала она».

У Владимира Ивановича от напряжения поднялось давление, он сдал билеты, купленные за свои деньги. И опять-таки вполне узнаваемая ситуация-продолжение:

«На следующий день из постели его поднял звонок директора школы.

– Я жду вас в школе, Владимир Иванович. У вас рабочий день, зайдите ко мне, – начальственным тоном с ненавистным свистом на согласных холодно процедила она.

Тренер оделся и поплелся в школу.

– Пишите мне объяснительную о том, как вы предали детей, сорвав поездку на соревнования, – жестко отчитала директор учителя. – Я послала вас в командировку, а вы туда самовольно не поехали, не предупредив меня!

– Светлана Михайловна, во-первых, вы меня никуда не посылали. Вы же отказались подписать приказ, вы здесь посторонняя, – напомнил ей педагог.

Уже собиравшаяся грозно возразить директорша затащила обратно заготовленную фразу к себе в рот.

– Во-вторых, меня направил директор ЦВР. Ему я позвонил, с ним все согласовано. А в-третьих, я заболел. Болезнь не спрашивает, когда и к кому приходить, и она сильнее нас.

В объяснительной Владимир Иванович написал, что ему уже 60 лет, и куча болячек, и когда-нибудь директору тоже будет 60 лет, и та же куча болячек».

В.А. Гринев доходчиво и пошагово раскрывает секреты провинциального профессионального роста: «Девчонки играли по воскресеньям, а мальчики по субботам. Так что Владимир Иванович не видел выходных почти месяц. Суточных ни ему, ни детям не платили. «Говори спасибо, что автобус даем. Ты и так нас всех разорил своим футболом», – доходчиво объяснял директор ЦВР».

А еще в книге «От мечты к цели» представлен ряд очерков, посвященных другим эпизодам из насыщенной жизни автора. Хотелось бы особенно выделить историю, которая началась с областного конкурса бардовской песни. Как и обычно, у Гринева, это – ценнейший документ своего времени.

«Конкурс проходил в конце марта 1999 года в Великих Луках в актовом зале музыкальной школы имени Мусоргского. Исполнил хорошо. Приобрел новых друзей, пообщался со старыми. Когда конкурс закончился, разговорился с членами жюри – обаятельными, знакомыми по прежним мероприятиям женщинами из областного руководства культурой.

– Откуда Вы? – вежливо и с улыбкой на лице спросила одна из них, Чичельницкая.

– Из Куньи, – ответил я почтительно.

– О! – воскликнула женщина. – У вас лет 10 назад был прекрасный ансамбль молодых и талантливых исполнителей! Только вы куда-то подевались?

– Да был, – ответил я, – и никуда не подевался. Один из этих исполнителей – я.

– Ой, как здорово! – снова воскликнула эта искренняя и располагающая к себе женщина, и мы обнялись. – И что же теперь с вами?

– Мы недавно возродились, – рискнул сообщить я…»

Последовало приглашение на Всероссийский праздник поэзии. 6 июня на Пушкинской поляне в Михайловском проходил еще и праздник «Играй, гармонь», который вел Геннадий Заволокин.

К Заволокину из Куньи должна была ехать частушечница Тара-сова, но так сложилось, что поехала семья Гриневых: «Мы с отцом подготовили «Скобаря» под драку. Сначала он играл на балалайке, а я на гармони, а после мы менялись инструментами. Частушек было немного, всего шесть, но они были «смачными», задиристыми из отцовской Кожинской деревенской молодости».

Выехали в 3 часа ночи. Приехали в 8 часов утра, а начало концерта в 16 часов. Пока суд да дело, подошел Пётр Дмитриевич Граненков, руководитель ансамбля из Ущиц:

«– Славка! Скорее собирайся и отца зови. Я с Заволокиным познакомился! Нормальный мужик! Он уже прослушал мой ансамбль и пообещал снять его после концерта для передачи «Играй, гармонь». После официальной части будет дополнительная запись для тех, кого он отберет».

В красках следует рассказ об общении с Заволокиным, который сообщает, что «приехать ко всем у меня не хватит денег». Денег?! Артист также поиграл на гармони Гриневых.

«– Хорошая гармонь, – сказал он. А мне недовольно добавил, – зря ты ходишь в такой майке, – на мне была синяя тонкая майка из искусственной ткани с модной тогда надписью «ВОSS», – не красит она тебя… Приходите вечером после шести. Я буду снимать…»

Вполне предсказуемо, вечером у Заволокина выстроилась целая очередь. И попасть к нему было не слишком реальным делом. Тогда Нина Крышова подошла к Заволокину «как к своему работнику ДК»:

«– Геннадий Дмитриевич, снимите нас вне очереди, нам домой ехать надо, – ляпнула она по-простому.

У Заволокина даже глаза на лоб повылезали от такой дерзости.

– А я здесь никого не держу. Можете ехать, – отрезал он, – здесь же ОРТ! Буквы ОРТ он произнес раздельно с особой многозначительностью, может, как раньше произносили КПСС.

– А шли бы все на.., – громко произнес отец, прервав этот диалог. И, взяв гармонь подмышку, как свою главную драгоценность, решительно зашагал по направлению к автобусу.

Я побежал за ним, пытаясь остановить и вернуть, но он и слышать меня не хотел. Отец все-таки, командир!»

Да! Отец плохого не посоветует…

В общем, Вячеслав Гринев написал хорошую книгу очерков, которую хочется читать. Убеди-тельную и честную. Без потуг на «большую художественность», но уже своей достоверностью факта убедительную.

Книга получилась и краеведческая, и журналистская. Но и писательская тоже, потому что собранные вместе все эти очерки дают и новое качество прочтения. Дают точный срез жизни провинциального города со всеми его людьми и жизненными коллизиями. Узнаваемый и запоминаемый срез.

А. КАНАВЩИКОВ

Поделиться ссылкой: