По пути апостола Петра

Тверской поэт и писатель Владимир Юринов в своем романе «Хранить вечно» предпринял попытку исторически реконструировать жизнь апостола Петра. Желание само по себе амбициозное, масштабное и читательски интересное.

Наверняка новой книгой Владимира Валентиновича заинтересуются не только любители истории, но и специалисты всех мастей. Ведь современный автор замахнулся создать художественное произведение не просто о святом, но о знаковой фигуре для всех западных и восточных христиан.

Вышедшая в этом году в свет в Москве книга Владимира Юринова уже с первого взгляда впечатляет. Роман «Хранить вечно» (12+) – это 769 страниц печатного текста мелким шрифтом! Одних исторических примечаний почти 40 страниц! Перед нами явно труд не одного года чтений и размышлений.

Интересно, что замечательные стихи и проза Владимира Юринова и без того пользуются успехом. Ему не нужно специально привлекать к себе внимание, как-то выделяться любой ценой. Читатели всех возрастов, а он пишет и для детей, хорошо знакомы с творчеством талантливого писателя. И тут: апостол Пётр! Пришел, похоже, час, когда признанный мастер художественного слова дерзнул взять предельно высокую планку.

17 мая в стенах конференц-зала центральной городской библиотеки имени М.И. Семевского житель тверского Андреаполя В.В. Юринов поделился с великолучанами многими тонкостями выстраивания своего нового художественного произведения. Писателя участникам вечера на встрече представила заместитель директора по библиотечной работе Е.В. Егорова.

Общение с аудиторией Владимир Юринов начал с того, что с ходу стал отвечать на главный вопрос, который в процессе написания романа ему задавали уже многие годы и который буквально висел в воздухе и в Великих Луках. А зачем? Жизнеописание апостола Петра? Где апостол Пётр и где современная действительность?

– Чтобы ответить на этот вопрос, – пояснил автор, – достаточно посмотреть по сторонам и хоть немного понять, что сейчас происходит. Если брать самые горячие нынешние события, если начинать их разбирать, копаться в их первопричинах (на той же Украине), то мы неизбежно приходим в начало 2008 года. Потом приходим в 1991 год. И опять же, понимая, что не тогда все началось, обращаемся в 1941 год. И тоже понимаем, не тогда все началось.

…Книгу задумал гораздо раньше известных событий, когда горячая фаза еще не развернулась. Рукописью этой книги начал заниматься в 2014 году. Начал анализировать, смотреть, с чего все началось. Неизбежно вышел к противостоянию Руси с западным миром в XV-XVI веках. Понял, что и это еще не начало. Какая причина? Помните кинофильм «Любовь и голуби»? Там прозвучало: «И чего они на нас прут все время? Что им от нас надо?»

Чтобы ответить и на этот вопрос, я – опять же – ушел еще глубже, ведь побуждала необходимость понимать, а кто на нас прет?

Что происходит сейчас? Не Россия ведь с Украиной сражается. Если смотреть непредвзято, то понимаем – идет война западного мира с Россией, с Русским миром. И если абстрагироваться от деталей, в общем, становится понятно, что идет война католичества с православием. Понимая это, изучая события в глубине  веков, я сделал вывод, что именно оттуда, с этого великого противостояния двух ветвей религий и пошли разногласия. Так я продолжал делать свои открытия.

Те противоречия, которые вылились в глобальное противостояние, образовались в прошлом. Именно в самом основании христианства. Осознав это, я и решил писать свою книгу.

Сейчас идут споры. Кто за, кто против событий на Украине, в мире бытуют разные мнения, аргументы, толкования. Однако математики знают, что невозможно решить систему, находясь внутри нее. Чтобы понять происходящее, необходимо выйти за пределы этой системы. Найти первопричину. Чем я, собственно, и занялся.

Эта книга, вообще-то, первая из задуманной мной дилогии. Она о начале христианства – I век нашей эры. Вторая книга закончена, находится в стадии корректуры, называется – «Крысолов», повествует о событиях рубежа XII-XIII веков. Она о Папе Римском Иннокентии III. Тоже, казалось бы, водораздел, откуда пожинаем все нынешние плоды противостояния.

О чем писать, я понимал сразу в 2014 году, но возник вопрос. Писал принципиально не научный труд, но задумал свой труд как художественную книгу.

А у художественной книги есть свои законы. Нужен сюжет, герой. Не мог выбрать себе героя, о ком рассказывать. Казалось бы, на поверхности лежит такой вариант, как взять того же самого Иисуса Христа и написать что-то о нем. Так сделал Булгаков, так делали многие писатели до и после него. Но так как прямолинейный подход мне был не очень интересен, зашел со стороны.

Читая историческую литературу, изучая различные исторические источники, в один момент в моей голове сложились два факта.

Первый факт – цитата из Евангелия от Иоанна, где описывается сцена ареста Иисуса. Фраза «Симон же Пётр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх». Такая живописная сценка. На этот факт наслоился другой факт (исторически-научный), когда  я изучал историю протектората римской провинции, куда входила Сирия, тогдашняя Иудея. И там в том числе я прочитал законы, которые ввели римляне после захвата Иудеи.

Согласно этим законам, местному населению категорически под страхом бичевания и последующей казни на кресте запрещалось изготавливать, носить, хранить любое оружие, включая даже ножи с длиной лезвия больше ладони. На этом странном противоречии я споткнулся. С одной стороны, ношение оружия категорически запрещается, а, с другой стороны,  Симон Пётр на глазах стражи, на глазах римских легионеров, которые пришли сюда арестовывать Иисуса, достает меч, отсекает рабу ухо, и это для него не влечет никаких последствий. Никто его не бросился арестовывать, никто на него вообще никак не обратил внимания.

Здесь я задумался: почему? Из сопоставления этих двух фактов сделал вывод – Пётр имел меч на вполне законных основаниях. Иначе он бы был распят вместе с Иисусом. 

Кто мог иметь меч на законных основаниях на территории римского протектората? Исключительно, гражданин Рима. Пётр – гражданин Рима! Вот оно что. Возник следующий вопрос. Как простой иудей (из Евангелия мы знаем, что он был простым рыбаком) мог получить римское гражданство? Опять-таки, согласно римским законам, исключительно – в бою. То есть вступив в римский легион и совершив какой-то подвиг, получив за который: или крепостной венок, или гражданский венок. С венком автоматически присваивалось римское гражданство.

Получается что? В Евангелии Пётр – простой сын рыбака, который, бросив невод, пошел за Христом. Тот образ Петра исчезает, и перед нами предстает муж в летах, геройски прошедший римский легион, получивший за свою службу римское гражданство и, естественно, далеко не бедный человек. Поскольку выходное пособие у римского легионера, даже по римским меркам, было приличное, а для нищей Иудеи –  это целое состояние.

Вспоминая и другие факты, Владимир Юринов о своем новом произведении сделал для великолучан целый доклад, рассказал о работе с художником-иллюстратором из Москвы Олегом Зубаревым, других тонкостях и препонах в его непростых литературных изысканиях. Если сказать, что писателя слушали внимательно, значит, ничего не сказать. Его слушали очень внимательно, понимая, что человек глубоко проник в тему и как минимум понимает, о чем говорит.

Очевидно, что новая историческая книга военного летчика по профессии и писателя по призванию обязательно найдет своего заинтересованного читателя и в Великих Луках. Думается, что даже в наш век цифровой оснащенности и клипового восприятия роман «Хранить вечно» многими будет прочитан именно от корки до корки.

Татьяна ЛАПКО

Поделиться ссылкой: