Пётр Шлюйков, Михаил Кушнер. Теперь – тепловозы

В преддверии Дня Великой Победы локомотивное депо Великих Лук провело 7 мая торжественную акцию по присвоению двум тепловозам имен героев-железнодорожников.

– Это торжественное и очень ответственное событие – не спонтанное, – рассказал ведущий инженер локомотивного депо и на общественных началах – хранитель музея истории депо Геннадий Балакирев. – Потому что в бывшем министерстве путей сообщения и его преемнике ОАО «РЖД» существовала и продолжает существовать замечательная традиция – присвоение имен героев, выдающихся железнодорожников, личностей, которые внесли наибольший вклад в развитие железнодорожного транспорта, тяговому подвижному составу.

Как отметил Геннадий Всеволодович, еще в год 75-летия Победы руководством ОАО «РЖД» было принято решение увековечить имена двух наших машинистов – Героя Советского Союза Петра Ивановича Шлюйкова и Героя Социалистического Труда Михаила Ивановича Кушнера на наших локомотивах.

Герои-железнодорожники

С 2018 года в депо Великие Луки поступают новые современные локомотивы 2ТЭ25КМ. На Брянском машиностроительном заводе им присвоено имя «Пересвет». Это богатырь, который покрыл себя неувядаемой славой еще в далеком XIV веке на Куликовом поле. И два нынешних наших героя войны Кушнер и Шлюйков точно так же совершили подвиги, за которые им были присвоены высокие награды.

Пётр Иванович – заместитель командира минометной роты. Накануне войны был призван в Красную армию. Окончил Кировское командное пехотное училище и сразу оказался на фронте. В бою под Старой Руссой со своим взводом занял стратегическую высоту. Все его товарищи погибли, а он в одиночку продолжал удерживать оборону.

В наградном листе, который подписал командующий фронтом Конев, было написано, что он лично уничтожил несколько десятков фашистов, получил 17 огнестрельных ранений. Подоспевшие товарищи его спасли.

– Это – наш бывший машинист, – рассказал Геннадий Балакирев. – Он никогда не терял связь с депо и похоронен в Великих Луках на Казанском кладбище.

Второй герой – Герой Социалистического Труда. Название у награды мирное, но получена она в 1943 году. Машинист М. И. Кушнер водил поезда в прифронтовой полосе под бомбежками и обстрелами. К линии фронта вел военную технику, боеприпасы, солдат, а в тыл увозил санитарные поезда.

За весь период войны Михаил Иванович сменил 15 паровозов, которые были разбиты, а машинист остался жив! Во время очередного рейса в состав попала бомба, машинист получил тяжелое ранение. Истекая кровью, Михаил Иванович тем не менее довел поезд до станции Осташков и там передал его другой бригаде. Оказался в госпитале и точно так же, как и Шлюйков, узнал о своем награждении, находясь на излечении. Потом опять вернулся в строй, после войны работал в депо. Это люди, с которых нужно брать пример!

Отец заслужил

Участником торжественной церемонии стал сын М. И. Кушнера – Николай Михайлович Кушнер. Он сам всю жизнь отдал железной дороге. И тем ценнее его слова:

– Отец обычно немногословный был. Кое-что рассказывал, как происходило, но многого не говорил, не хвастался. Конечно, он заслужил, чтобы в его честь назвали тепловоз. Он отъездил всю войну, неоднократно был ранен, но поезда всегда доводил до пункта назначения. После войны в 1950-е годы отец был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Он всегда и во всех условиях работал на совесть. Я искренне рад, что спустя столько лет люди не забыли о нем. Спасибо руководству депо!

– Николай Михайлович, вы продолжили династию.

– Да. Я с 16 лет пришел в депо. Начинал рабочим, потом слесарем по тепловозам. После армии окончил курсы, техникум, стал помощником машиниста, машинистом. Машинистом отработал 23 года, а всего в депо отработал 35 лет.

Наследники Победы

Со словами приветствия к участникам торжественной церемонии выступил начальник эксплуатационного локомотивного депо «Великие Луки» Игорь Фадеев. Игорь Александрович сказал:

– Мы собрались здесь, чтобы в очередной раз вспомнить и рассказывать нынешнему поколению о поколении победителей, которому мы обязаны своей мирной жизнью, о ветеранах, вынесших тяжелые испытания на фронтах сражений и не жалея сил трудившихся во имя Победы.

Примеры героического служения Отечеству, мужества, стойкости, самопожертвования железнодорожники проявляли во все времена. Мы, наследники Великой Победы, должны сделать все возможное, чтобы сохранить память о героях и жертвах этой войны, приумножить ее в обелисках и памятниках, документах и музейных экспозициях. Говоря словами поэта, приумножить в пароходах, строчках и других долгих делах. Для нас, железнодорожников, такими пароходами являются локомотивы, ведущие за собой пассажирские и грузовые поезда.

В обществе «Российские железные дороги» существует замечательная традиция – присвоение подвижному составу имен известных железнодорожников и других выдающихся личностей, внесших значительный вклад в развитие железнодорожного транспорта. В истории Великолукского депо, сначала паровозного, затем локомотивного, которому почти

115 лет, таких выдающихся тружеников и воинов немало. Золотыми буквами вписаны имена Героев, бывших машинистов депо – П. И. Шлюйкова и М. И. Кушнера. Отныне, увидев тепловозы 2ТЭ25КМ с номерами 318 и 333 в работе, мы вспомним о тех, кто не щадя жизни своей, сражался за Отечество, за нашу мирную жизнь!

Важное событие

Коллектив депо и ветеранов поздравил с происходящим событием первый заместитель главы города Сергей Гусев:

– Для нашего города воинской славы это событие поистине историческое, – отметил Сергей Георгиевич. – Великолучане помнят своих героев, доблестных воинов, благодаря мужеству которых была завоевана Великая Победа, самоотверженных тружеников, которые восстановили разрушенный войной город и заложили фундамент для его дальнейшего развития.

Сергей Гусев подчеркнул, что на примере таких людей, как Пётр Шлюйков и Михаил Кушнер, мы должны воспитывать наше подрастающее поколение. Традиция присваивать имена именитых железнодорожников подвижному составу имеет большое значение для патриотического воспитания молодежи и сохранения нашей великой истории.

Также Сергей Георгиевич передал сердечную благодарность за эту важную инициативу руководству компании ОАО «РЖД», эксплуатационному локомотивному депо «Великие Луки» и всем, кто принимал участие в ее реализации.

– Пусть тепловозы, которые сегодня получат имена выдающихся людей, долгие годы служат людям и прославляют наших героев-великолучан, – сказал Сергей Гусев.

Постоянное уважение

От благотворительного фонда «Честь имею», которое выступило одним из инициаторов присвоения имен Героев локомотивам, выступил его генеральный директор, ветеран боевых действий, командир поискового отряда полковник Александр Слесарчук. Александр Александрович от лица всех поисковиков, Санкт-Петербурга в первую очередь, выразил благодарность «РЖД» и администрации депо, которые без колебаний отозвались на инициативу, и отметил:

– В итоге общими усилиями два тепловоза стоят под парами, готовые выйти в рейс.

Но это не тепловозы стоят под парами. Это два человека, которые до войны, во время войны имели отношение к Великим Лукам, к депо, возвращаются на работу опять в ваше депо «Великие Луки».

Сегодня здесь присутствуют поисковики Москвы, Великих Лук, присутствуют родные и внук участника боевых действий в Афганистане, который учился в Ленинградском пехотном училище им. С. М. Кирова. В свою очередь, его дед и двоюродный дед тоже учились в этом училище, в котором учился и Шлюйков. Как видите, все сильно взаимосвязано.

Сегодня мы вспоминаем не только этих двух человек. Подвижной состав становится в одну линию со своими братьями по училищу. Когда Пётр Иванович учился в училище, он назывался курсант-кировец. В Ленинградской области сейчас ходит электричка имени курсантов-кировцев.

Начальником училища в то время, когда учился Шлюйков, был полковник Мухин. По территории Ленинградской области ходит автобус имени Герасима Мухина. Транспортные коммуникации пересекают эти составы, автобусы и напоминают нам всем о той страшной войне.

Историю нельзя переписать. Ее надо помнить. Ее надо держать в руках. Мы не должны ничего забывать. Мы должны помнить, чтить. И то, что сегодня появляются два именных подвижных состава – это маленькая доля того, что мы с вами можем сделать.

Имена на тепловозах

В завершение торжественного митинга начальник депо Игорь Фадеев напомнил, что АО «РЖД» приняло решение о создании на базе депо «Великие Луки» центра базирования и ремонта на Октябрьской железной дороге локомотивов новой серии 2ТЭ25КМ. На данное время в приписном парке депо работает 70 единиц инновационного подвижного состава. Это современные мощные тепловозы, построенные на Брянском машиностроительном заводе. Имена героев Петра Шлюйкова и Михаила Кушнера отныне будут находиться на бортах двух из них.

Почетное право открыть памятные надписи на локомотиве 2ТЭ25КМ-0318 получили ветеран боевых действий А. А. Слесарчук и машинист депо Сергей Котиков, на тепловозе 2ТЭ25КМ-0333  – Н. М. Кушнер и машинист-инструктор локомотивных бригад Александр Калинин.

Последовали долгие аплодисменты, фотографирование у новых тепловозов. Герои депо продолжают оставаться и в памяти, и в нашей ежедневной жизни одновременно. Как и полагается героям.

А. КАНАВЩИКОВ

Фото Е. Николаенкова

Поделиться ссылкой: