Теперь великолукские картины ждет Донецк

Член Союза художников России Олег Александров хорошо известен в Великих Луках. Он родился в 1947 году в поселке Усмынь (ныне Куньинский район), потому что отца после возвращения с фронта назначили туда директором клуба. Потом жил в Идрице, в Казахстане, служил в армии, поступил в Краснодарское художественное училище, преодолев конкурс в 10 человек на место. Родители были против такой несерьёзной профессии, но с судьбой не поспоришь. Тем более что с живописью всё получалось. Успешный художник даже стал директором детской художественной школы в Великих Луках.
Знали хорошо Олега Ивановича и из-за его отца, фронтовика Ивана Михайловича Александрова – человека деятельного, инициативного, неравнодушного. От отца, наверное, перешла и любовь к патриотической теме. Признаем: художников много, но к теме войны и армии мало кто обращается.

О.И. Александров

С ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ

Поэтому неудивительно, что именно О. И. Александров подал идею поездки с выставкой картин великолукских художников в освобождённый недавно Мариуполь. А когда художник вернулся оттуда, состоялась встреча вместе с одним из организаторов поездки В. И. Сизовым в редакции.

– Олег Иванович, насколько важна для вас патриотическая тема?

– Она для всех важна. Сейчас – особенно. Последние годы по велению времени я занимался, можно сказать, патриотикой. Написал такую картину «Храм – шестая рота», посвящённую псковским десантникам. Я написал там всех офицеров и бойцов на фоне Кавказских гор, где дух возносит их на небо и ангелы держат печать, где запечатлена навечно их слава.

Еще несколько работ десантников написал. Есть картина с великолукскими десантниками. Они себя узнавали. Потом В. И. Сизов мне подсказал, я написал В.М. Шемякова, нашего ветерана горячих точек. Эти работы представил в Пскове.

Подарил картину Волгограду «На руинах Сталинграда». Она тоже была с признательностью принята публикой, нашла отклик у людей самых разных возрастов.

Патриотическая тема всегда для меня была близкой, но в последние годы особенно увлекла. И когда начались события на Донбассе, я, конечно, проникся этой темой, начал изображать героев Донбасса. Начал с Владимира Жоги, затем написал портрет «Моторолы» (Арсена Павлова), «Гиви» (Михаила Толстых)…

И это всё тоже представил на выставке в Пскове. Тогда удалось эту задумку реализовать с помощью партии «Единая Россия». Они мне предоставили транспорт, чтобы привезти картины.

А затем у меня появилась мысль, а не сделать ли выставку непосредственно на Донбассе – там где жили и воевали герои картин? И первым адресом сразу возник Мариуполь, потому что там были яркие победы нашей армии.

И тогда же в СМИ появились сюжеты про бабушку с красным знаменем. Которая в Харьковской области вышла к украинским солдатам со словами «Вы наши? Вы от Путина?». А те взяли и растоптали знамя ногами. Бабушка говорит: «Мои родители отдали жизнь за это знамя, а вы его топчете» и отказалась от гуманитарной помощи.

У меня сразу возникла мысль: нужно создать такое эпическое полотно. Я взял большой холст, обычно я на больших пишу. Сразу возникла мысль о Саур-Могиле, развалинах Мариуполя и на фоне всего этого – бабушка с красным флагом во главе композиции. Она же присутствует и в левом углу композиции, к ней уже подходит украинский солдат, который топчет знамя. В центре картины – солдаты-чеченцы. Присутствует также флаг Новороссии, пленные из «Азова» с фашистскими крестами… Такую картину-образ написал.

ОТ ИДЕИ ДО РЕАЛИЗАЦИИ

– Олег Иванович, долго над картиной работали?

– Целую зиму писал. Использовал фотоматериалы, видеоматериалы… Продолжал писать героев Донбасса. Написал ещё портрет Мозгового (Алексей Мозговой – командир 14-го батальона территориальной обороны Народной милиции ЛНР – прим. авт.).

– А то, что работали с фотографиями, не боитесь признаваться? Обычно художники любят относиться к этой теме снисходительно, хотя ещё старые мастера работали с камерами-обскурами, когда те появились…

– Когда фотографий не было, конечно, художники только с натуры работали. Сейчас невозможно написать человека, которого ты не видел никогда, того же Мозгового, без фотографий. Или того же Жогу?! Я его никогда не видел. Но у меня получается с фотографий, считаю, не хуже, чем с натуры. Даже более детали просматриваются. С натуры бы писал более обобщённо. Но с натуры нереально просто писать героев, которые погибли.

Поэтому, я думаю, что интернет и фотографии для художника как помощь сейчас необходимы. И тут уже посредством своего жизненного и творческого опыта ты переосмысливаешь художественное решение, потому что до этого у меня было написано сотни работ с натуры, поэтому я, естественно, что-то добавляю, варьирую, фон добавляю, написанный с натуры, цвет…

Пейзаж, конечно, рекомендую писать всё же с натуры. Хотя и здесь можно использовать фотографию. Для деталировки. Иногда фотография для художника обязательна и ничего обидного здесь нет. Творчество не умаляется техническими средствами, а только лучше раскрывается.

– Как складывался ваш путь на Донбасс?

– Поделился своими задумками с В.И. Сизовым. Тот заручился поддержкой депутата Государственной Думы, регионального лидера партии «Единая Россия» А.Н. Козловского. Стало ясно, что всё теперь получится наверняка.

Однако вначале я не знал, куда обратиться. Написал сначала в Донецк. Но там с интернетом, видимо, сложно, мне не ответили. Тогда в интернете обратился непосредственно на страницу Олега Моргуна, главы Мариуполя.

– Что написали?

– Написал, что могу предоставить 100 картин для патриотической выставки. Написал, не особенно ожидая ответа. И вдруг откликается Игорь Ткаченко, волонтёр «Почты Новороссии». Он говорит, что они идею поддерживают, и мы начали переписываться.

Несколько месяцев организационные вопросы решали и Си-зов, и председатель ветеранской организации П.А. Подгорный…

Вячеслав Игоревич уточняет:

– Хочу сказать, почему переписка была длительной. Почему около двух месяцев происходило согласование? Не потому, что кто-то чего-то не хотел. Просто потому, что не было площадей, где выставиться. Мариуполь сильно пострадал по время боевых действий. И этот зал, где в итоге были выставлены картины, был приведен в порядок только за 10 дней до нашего приезда.

Картина-образ героев Донбасса

ГДЕ ХУДОЖНИКИ?

В.И. Сизов уверен:

– Считаю, что мы провели огромную работу. Показали Мариуполю, а там глава города полковник МВД, где идёт огромное строительство, где много приезжих, где восстанавливается театр, концертный зал, жилые дома, широту запросов общества.

Кстати, я не увидел там ни одного художника, работающего на натуре, хотя красота Мариуполя и Азовского моря очевидны.

Когда люди пришли на открытие выставки, спрашивал: «При Украине были здесь подобные мероприятия?». «Да, – говорят, – выставки были, был выставочный зал, но картин такой патриотической направленности, чтобы про Великую Отечественную войну, подобно картинам великолукских художников Владимира Травкина или Василия Година, такого, – говорят, – конечно, не было». Подобное было под негласным табу. Вроде и не запрещалось впрямую, но и не поощрялось.

– А вообще есть там художники? Подходили, интересовались гостями?

– Нас со стороны Мариуполя курировал Никита, сотрудник городского комитета культуры. Я у него спрашивал: «А где украинские художники?. Город-то большой, около 600 тысяч населения было до боевых действий». Отвечает: «Да, художники были, но где сейчас, я этим вопросом не интересовался».

Очень хотелось показать великолучанам послевоенный Мариуполь и примеры его восстановления, показать, как это всё происходит. Прямо на глазах он расцветает и преображается. Непаханное поле работы!

И у нас О.И. Александров в 75 лет за 1800 км приехал, чтобы нарисовать Мариуполь, показывая, как это должно быть в творческой среде. Необычно это с нашей точки зрения… Не пишут художники свой город. Может, боятся ещё…

РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЛАНЫ

– Что удалось сделать за время, проведенное в Мариуполе?

– Надо сказать, – отвечает Олег Иванович, – много фотографировал, собрал большой фотоматериал. Была акклиматизация, там очень душно, жарко, поэтому первые дни больше занимался фотографией. Сказывалось и то, что город большой и незнакомый.

Перед собой поставил задачу написать цикл картин, посвященных Мариуполю и его восстановлению. Пока готовы три картины, но это – только начало. Уже написаны пляж в Песчанке с видом на порт, где на море даже однажды шторм застал, храм и пансионат им. Крупской с горы.

– Как проходила выставка?

– Видел живой интерес к картинам.

В.И. Сизов добавляет:

– Выставка проходила практически в полевых условиях. Мы поставили выставку, но тут же здание ремонтируется. Мы понимаем, что город восстанавливается. Также нам сказали, что мы единственные, кто за полтора года решился сюда приехать с таким визитом. Местные власти, да, сейчас загружены. В Мариуполе 2600 объектов одновременно восстанавливается, у главы города, понятно, болит голова не о выставках, но тем не менее! Руководитель города О.В. Моргун не только предоставил зал и мольберты, но и даже нашел время, чтобы посетить открытие выставки. Можно сказать, что и культурная жизнь в Мариуполе потихонечку налаживается.

Вообще, за выставку надо, прежде всего, поблагодарить трёх людей. Это А.Н. Козловский – без него однозначно выставка бы не состоялась. Большую помощь оказали заместитель Главы Великих Лук, генеральный директор ЗАО «ЗЭТО» Д.В. Мунштуков, который выделил транспорт, и секретарь местного отделения «Единой России» К. В. Максимов, который курировал нашу поездку. Отдельная благодарность волонтерам Великих Лук и Мариуполя, которые помогли с погрузкой-разгрузкой картин.

– Спасибо им большое, – подчёркивает О. И. Александров.

НА БУДУЩЕЕ

– Какова судьба картин? Как планируете ими распорядиться?

– Я хотел вначале, конечно, подарить их Мариуполю, – говорит Олег Иванович. – Но потом, когда открылась выставка, вижу, что пока некуда дарить. Помещения пока нет.

Подарил картины с изображением цветов заместителю главы Мариуполя по культуре, директору школы искусств. Игорю Ткаченко работу «Снегири» придётся позже почтой переслать.

В.И. Сизов добавляет:

 – Почему Олег Иванович не оставил там картины? Не только потому, что там не было выставочных площадей. Но и потому, что в Мариуполе родилась мысль, и она звучала у присутствующих, даже у главы города Моргуна: картины с героями Донбасса обязательно должны доехать до Донецка. Их должна увидеть столица, потому что Мариуполь, все же второй по величине город в ДНР, а Донецк – столица республики. Участники боевых действий говорили: «Мес-то этой выставки там!». Конечно, такую выставку надо проводить в Донецке, но позже, когда обстановка позволит это сделать.

– Картину про освобождение Мариуполя и в Пскове не видели.

– По итогам поездки художника городской ветеранской организацией было принято решение о представлении Александрова к награждению медалью «Великие Луки – Город воинской славы». Мы думаем: заслужил!

– Книга отзывов была? Много люди написали интересного?

– Книга была. Но тут дело в том, что когда мы на афише написали «Вход свободный», нас попросили эти слова закрасить в связи с тем, что город – прифронтовой и ни о каком свободном входе, естественно, речи быть не может. Специфика прифронтового города…

А. КАНАВЩИКОВ

Поделиться ссылкой: